Статьи
Слава, как красивая женщина...
А у Коваленко - юбилей
Коваленко Евгений Владимирович родился 14 апреля 1948года в Житомире. Закончил Житомирское музыкальное училище, Ростовский музыкально-педагогический институт. Работал концертмейстером Киевского мюзик-холла, артистом Київконцерту. С 1977 года - художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля „кобза”. Народный артист Украины 1971 год.
Никому не известный вокально-инструментальный ансамбль „кобза” буквально вихрем ворвался в художественное пространство Украины, своеобразно, оригинально, талантливо представив на эстраде украинский фольклор и украинскую современную песню. Именно здесь зазвучали кое-что призабытые старинные музыкальные инструменты: бандура, коза-бас, бучай, свирель, дрымба, скрипка, бубен, лира. Тогдашняя новизна „Кобзы” состоит в манерно-талантливой аранжировке украинской народной песни, приближении современной песни к колориту народной. Все то вместе составляло утаенный конгломерат своеобразности и неповторимости.
Тогда песни „Кобзы” и аранжировка пели все. И потому немало песен в выполнении ансамбля стали классическими и даже народными. Например, песню Виталия Филипенка „Веснянка” на стихе Новицкого все считают народной, как композицию „Ой, ти ніченько-чарівниченько”.
Мастерства ансамбля аплодировали наибольшие сцены Канады, Германии, Франции, Италии, Японии, Греции... На волне своей популярности „кобза” собирала аншлаги в Украине и СССР.
„Кобза” была в моде. Ансамбль приглашали для съемок и музыкальной аранжировки многих фильмов. И фильмы те, как и „Кобза”, стали популярными, вошли в Золотой фонд отечественного кинематографу. Это и фильм „Вперед, Бригантина”, и „Сказка как сказка”, и „Чумацькі радощі”. Была „Кобза” также лидером украинской эстрады за количеством выпущенных дисков собственных песен фирмой „Мелодия”, которые быстро расходились из прилавков магазинов. Впрочем, это был результат творческой работы талантливого коллектива.
В 1975 году в составе „Кобзы” появился клавишник Евгений Коваленко, который уже в1977 году стал художественным руководителем ансамбля. Именно Евгений написал ряд аранжировок, которые удачно пополнили основу репертуара ансамбля, именно в его выполнении состоялись премьеры таких популярных песен, как „Три дороги” О.Зуева, „Дніпровська вода” И. Карабица, „Моя земля” М. Мозгового, „Кохати час” О.Семеновой, „Біля річки, біля броду” И. Шамо.
Родился он в городе Житомире в семье музыкантов - хормейстеров: Владимир Дмитриевич преподавал в Житомирском музыкальном училище, а Галина Михайловна вела хоровой класс в детский музыкальной школе. Именно эти обстоятельства, наверное повлияли на формирование его мировоззрения больше всего. Ведь первые свои студии маленький Евгений проходил у родителей и родных бабушек, которые знали много народных песен и часто их напевали. И песни те, аккуратно вписанные детской рукой в тетради, стали со временем питательным источником для творчества будущего артиста эстрады.
В пору обучения в консерватории Евгений серьезно увлекся джазовой музыкой, играл в джаз-трио. Ему стало подвластным выполнение как джазовых традиционных стандартов, так и виртуозных экспромтов. Было много концертов. Но любовь к народной песне, в конце концов, перевесила. Евгений написал несколько аранжировок для „Кобзи” и вскоре свой день рождения встречал уже в составе ансамбля.
Феномен Коваленка-музыканта в том, что, придерживаясь фарватера „фолк-року” и „кантрі-мюзик”, во многих композициях он изобретательно применяет вкрапление новейших эстрадно-музыкальных стилей, популярных мелодий, однако, не злоупотребляя ими в сопровождении к народным мелодий, удачно синтезирует объединение народной песни с современной мелодией. Относительно Коваленка как вокалиста-импровизатора, то ему подвластное выполнение как джазовых традиционных стандартов, так и виртуозных экспромтов в стиле „соул”, „фри-джаз”, „фьюжн”. Жаль лишь, что об этих редчайших для эстрадного певца способностях знают только друзья Евгения и некоторые знатоки.
Тем не менее не все гладко составлялось в творческой жизни ансамбля. Были взлеты, спады популярности. Были успехи и неудачи. Были и анекдотические ситуации. Одна из таких историй случилась во время гастролей в Канаде. За час к началу концерта перед входом у помещение концертного зала появилась гурьба пикетчиков с плакатами: „Теплый кожух, а не греет”, „Не поддерживайте советского режима”, „КГБ там, а „Кобза” здесь”. И ходили себе те люди с плакатами по кругу. Когда же начался концерт в битком заполненном людьми зале, все „пикетчики” сидели в первом ряде и восторженно аплодировали выступления „Кобзи”. Как выяснилось потом, пикетированием люди зарабатывали себе бесплатные билеты на „Кобзу”, еще и в первом ряде. Вот и вся политика.
...Незаметно всплыли года. Немного припала пылью и слава. Хотя слава, как красивая женщина, со временем тоже стареет. Уже в который раз изменился состав „Кобзи” и, из-за финансовых нужд, - к минимуму: теперь концертирует квартет. Не хватает средств на костюмы, обновление подношенного музыкального инструментария и т.п..
И, несмотря на материальное затруднение, ансамбль не опускает рук, сохранен стрежень, остается непоколебимой основная художественная установка - пропагандировать произведения украинских композиторов и народную песню, пригодную для эстрадного интерпретирования. И все это, без преувеличения, сохранено благодаря Евгению Коваленко - ветерану и лидеру ансамбля.
Во время недавних гастролей во Франции выступления украинского ансамбля „Кобза” собирали многочисленные аудитории слушателей. Скоро ансамбль отправится на гастроли в Тюмень. Итак, легендарная „Кобза” живет, творит, работает...
У коллектива же редакции появилась возможность в связи с 50-летним юбилеем и 30-летием творческой деятельности поздравить народного артиста Украины, художественного руководителя ансамбля „Кобза” Евгения Коваленка с юбилеем и пожелать творческого воодушевления, удачных поисков в создании украинской песни, земного счастья, здоровье.
Владимир Городецкий
газ. „Столица”, 14 апреля 1998г. №35(80)